КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ - Красноярская ярмарка


О городе и крае

Официальная поддержка


Версия для печати

КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сегодня в рамках Красноярского экономического форума состоялся круглый стол на тему «Университеты как драйверы развития регионов и отраслей». Участниками обсуждения стали эксперты в сфере высшего образования, руководители отрасли, ректоры различных вузов страны, представители бизнеса, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров.

Тон дискуссии задал Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, советник Министра образования и науки РФ. Он отметил, что высшее образование - одна из важнейших частей социальной инфраструктуры и может быть двигателем экономического развития. Одним из недостатков сегодняшней системы образования эксперт считает предельную централизацию, доставшуюся в наследство от плановой экономики: «Россия – практически единственная страна, которая не имеет региональных вузов, зато федеральных – более 600». Исак Фрумин предложил обсудить роль вузов в региональной политике и федеральную политику по отношению к вузам. Соведущий круглого стола – ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Сергей Синельников-Мырылёв дополнил эти темы вопросом: что такое образование - блага или услуга?

Директор Департамента управления персоналом ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» Алла Вучкович, представляя компанию, предприятия которой работают в десяти субъектах Федерации, сделала акцент на совершенствовании системы подготовки кадров, которые должны обладать необходимым набором знаний и компетенций. По мнению Аллы Вучкович, нет однозначного ответа на вопрос, что лучше – региональный или отраслевой вуз. Перспективным решением может быть проект отраслевого образовательного кластера с учётом востребованных профессиональных компетенций.

Ректор Омского государственного университета путей сообщения Александр Панычев предложил рассмотреть роль отраслевых вузов с точки зрения развития человеческого капитала. Он подчеркнул эффективность целевой контрактной подготовки и заметил, что для динамично развивающейся компании чрезвычайно важна ставка на молодёжь. Задача вуза, считает Панычев, создавать среду, которая бы «притягивала» молодых.

Ректор Северного Арктического федерального университета Елена Кудряшова в свою очередь заметила, что любой вуз, двигаясь по «дорожной карте» высшего образования, должен учитывать мировые тренды. Непременными условиями успешного развития можно считать амбициозную задачу по подготовке специалистов, востребованных в инновационной экономике, чётко и ясно сформулированную программу образования, возможность проводить агрессивную политику в международной среде, финансовую поддержку и по-новому мыслящие кадры. Развитие вузов и образовательных программ, уверена Елена Кудряшова, должно быть связано с региональными потребностями.

Тему профессиональных стандартов поднял ректор Сибирского федерального университета Евгений Ваганов. Что касается университетов, подчеркнул Ваганов, то они должны быть более самостоятельными и широкопрофильными. Университеты не могут быть под крышей конкретных отраслевых министерств.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, считая, что образование – это, прежде всего, услуга, и заменой государственному контролю должна стать общественно-профессиональная аккредитация, отстаивал свою позицию. Он считает, что управление вузами должно осуществляться и по отраслевому принципу, и по региональному, исходя из задач, которые стоят перед отраслью, и конкретных потребностей регионов. Региональным властям, заметил Миклушевский, также надо дать право оценивать эффективность инновационной деятельности вузов.

Заместитель Министра образования России Александр Повалко настаивал на том, что управление высшим образованием из одного центра неэффективно. Должна состояться концентрация управленческих центров. Александр Повалко на ключевой вопрос дискуссии ответил так: высшее образование – значимая составлящая привлекательности территорий. Вузам принадлежит большая роль в региональном развитии. Контрольные цифры для высших учебных заведений страны сегодня на 70 процентов формируются из региональных потребностей. Следующий шаг, сказал замминистра, – активное привлечение регионов к управлению высшими учебными заведениями.

Исполняющая обязанности ректора Красноярского государственного педагогического университета Ольга Карлова обратила внимание участников круглого стола на задачи, которые нужно поставить в сфере гуманитарных знаний. Такие задачи, считает Ольга Карлова, не под силу одному вузу, их должен решать сетевой консорциум вузов. Обществу нужны учителя с новыми компетенциями.

По материалам сайта http://krasnoforum.ru